Статьи

Школа приемных родителей как этап формирования замещающих семей в сфере профилактики социального сиротства

Семья выступает важнейшим объектом социальной политики государства, общественных, благотворительных, частных организаций и объединений. Именно семья является главной и естественной системой социальной, биологической, психологической защиты ребенка.

В связи с постоянными трансформациями и нововведениями,предъявляемыми требованиями к адаптационным, функциональным, личностным особенностям развития современной личности и семьи, мы сталкиваемся с тем, что семейная система и каждый член семьи перетерпливают различные изменения, которые могут нести как положительный результат и опыт функционирования, тем самым способствуя переходу семьи с одного этапа жизненного цикла на другой, так и отрицательный результат, так называемый кризисный семейный этап. Последний возникает тогда, когда семья не имеет достаточного уровня личных и внутренних ресурсов.
Отрицательные проявления семейного кризиса могут проявляться в следующем:
• снижении уровня физического и психологического здоровья,
• деформации ценностных отношений в системе жизнедеятельности семьи, пренебрежении в ряде случаев родительскими обязанностями,
•утрате уникальных социализирующих функций семьи,
•пренебрежении потребностей ребенка;
• применении в семье жестких мер наказания;
•неспособности семьи воспитывать ребенка;
•пристрастии к алкогольной и наркотической зависимости и др.
Данные показатели ведут к возникновению такого феномена, как «социальное сиротство». Под социальным сиротством понимают наличие в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными и др.
На данный момент в нашей стране произошли изменения в представлениях общества о том, где должны расти и воспитываться дети, растущие без попечения родителей. На смену представления о том, что социальные сироты должны жить и воспитываться в государственных образовательных учреждениях, пришло представление о передачи детей в замещающие семьи (опекунские, приемные, семьи-усыновителей). Исследования отечественных и зарубежных авторов в области социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н. Максимов, K. Mollenhauer, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова, Г.В. Семья, И.Н. Старостина, T.C. Todd, А.Б. Холмогорова), показали, что именно воспитание в замещающей семье дает наибольшую эффективность поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребности в более тесных эмоциональных отношениях, привязанности.
Замещающие семьи часто сталкиваются с вопросами и проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. Анализ сложностей и проблем, показал, что при внешнем порыве потенциальных приемных родителей к приему ребенка в семью, остается их внутренняя неготовность, наблюдается незнание особенностей развития депривированных детей-сирот и трудностей, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания приемных детей, неготовность самих детей к проживанию в семье. Причинами возврата детей чаще всего являются неадекватность желания, слабая мотивация, неуверенность родителей, незнание членами замещающей семьи многих особенностей донного процесса, неумение правильно оценить возникающие трудности, непонимание со стороны окружающих. По оценке специалистов, замещающая семья очень долгое время находится в стадии длительной адаптации, а в ряде случаев – длительной дезадаптации. Как результат – возврат детей в детские дома в течение первого года функционирования семьи или на последующих этапах ее жизнедеятельности.
С целью обеспечения предотвращения повторных возвратов Министерством РФ были принят закон, обязующий граждан, решивших создать замещающую семью, проходить обязательную подготовку в «Школе приемных родителей».
Деятельность Школы приемных родителей направлена на теоретическую и практическую подготовку граждан, желающих принять на воспитание ребенка в области психолого-педагогических, юридических и медицинских знаний. Тематический план включает в себя информационные-практические блоки по различным темам: представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей; понятие о мотивации приемных родителей; этапы возрастного развития ребенка; последствия у ребенка от разрыва с кровной семьей и другие.
Школа приёмных родителей является одним из важных этапов, который необходим на пути оформления замещающей семьи. Обучение в Школе дает возможность открыто выражать свои внутренние мысли, оказывать поддержку участникам группы, осуществлять обмен опытом между приемным родителем и тем, кто собирается им стать; дается возможность взвесить обдуманность принимаемого решения.
Таким образом, мы можем говорить о том, что с дальнейшим развитием подготовки будущих замещающих родителей в Школе приемных родителей значительно возрастет их психолого-педагогическая грамотность, что, в свою очередь, приведет к сокращению количества вторичных отказов от детей.



Заведующая отделением социального сопровождения опекаемых семей: Н.М. Булатова

Нет комментариев

Добавить комментарий